ТверьЧт, 25 Апреля 2024
Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Москва
Белгород
Тула
Тверь
Кострома
Калуга
Липецк
Курск
Орел
Иваново
Ярославль
Брянск
Смоленск
Тамбов
Владимир
Воронеж
Московская область
Северо-Западный федеральный округ
Санкт-Петербург
Вологда
Псков
Мурманск
Сыктывкар
Калининград
Петрозаводск
Архангельск
Великий Новгород
Ленинградская область
Южный федеральный округ
Краснодар
Астрахань
Элиста
Майкоп
Ростов-на-Дону
Волгоград
Крым/Севастополь
Запорожье
Херсон
Донецк
Луганск
Северо-Кавказский федеральный округ
Дагестан
Владикавказ
Нальчик
Черкесск
Ставрополь
Магас
Грозный
Приволжский федеральный округ
Пенза
Оренбург
Уфа
Ижевск
Чебоксары
Саранск
Йошкар-Ола
Киров
Пермь
Нижний Новгород
Самара
Казань
Ульяновск
Саратов
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
ЯНАО
Югра
Сибирский федеральный округ
Иркутск
Томск
Омск
Горно-Алтайск
Кемерово
Кызыл
Барнаул
Красноярск
Новосибирск
Абакан
Дальневосточный федеральный округ
Улан-Удэ
Чита
Магадан
Южно-Сахалинск
Якутск
Биробиджан
Петропавловск-Камчатский
Владивосток
Благовещенск
Анадырь
Хабаровск
Спецоперация России
Последние новости
Спецоперация России
Спецоперация России
#Общество

В Смоленске историки вновь заговорили о «Катыни» и «Медном»

11 марта 2021 года в Смоленске прошёл круглый стол, посвященный катынской проблематике.

#Общество
В Смоленске историки вновь заговорили о «Катыни» и «Медном»
#Общество
11 марта 2021 года в Смоленске прошёл круглый стол, посвященный катынской проблематике.

15 марта – ИА SM.News. В форуме приняли участие историки и общественные деятели из Москвы, Санкт-Петербурга, Твери и Смоленска. Участники научного мероприятия считают обвинения в адрес СССР в гибели граждан Польши бездоказательными и продолжают отстаивать своё мнение.

В мероприятии участвовали председатель правления Смоленского фонда «Примирение» Владимир Шаргаев, доктора исторических наук Алексей Плотников, Олег Назаров, Владимир Василик, кандидат исторических наук Оксана Корнилова, общественный деятель Максим Кормушкин и другие исследователи катынско-медновской истории.

Сразу поясним, что под «катынской проблематикой» принято понимать исторические изыскания о судьбе польских военнопленных, оказавшихся на территории СССР после начала Второй Мировой войны в 1939 году. Тогда власти советского союза поместили польских военных, полицейских, разведчиков и контрразведчиков, тюремщиков, помещиков и прочих элементов, способных представлять угрозу советской власти в три специальных лагеря. Они располагались в Смоленской, Калининской и Харьковской областях.

Целью изоляции этих групп граждан было, прежде всего, выяснение их возможной причастности к диверсионной, антисоветской и иных видах подрывной деятельности, фактов которой со стороны Польши в 30-х годах ХХ века было предостаточно. Вскоре, с момента нападения гитлеровской Германии на СССР началась Великая Отечественная война. На её начальных этапах никто особенно не интересовался судьбой поляков на территории СССР. Хотя из числа польских граждан в СССР была сформирована армия генерала Андерса, которая с немцами так и не повоевала и «Армия людова», участвовавшая в разгроме нацистской Германии и ставшая основной для создания Войска Польского в ПНР.

В 1943 году Красная армия теснила немецких оккупантов все дальше на Запад и когда вопрос освобождения от врага Смоленской области был фактически делом решенным, министерство пропаганды третьего рейха сделало заявление об обнаружении в Смоленской области массовых захоронений поляков. Вину за их гибель главный нацистский пропагандист Йозеф Геббельс возложил на СССР. Немцы создали комиссию из экспертов стран-колаборантов и провели на месте массовых захоронений эксгумационные работы. Когда из вытеснили из Смоленской области свою работы провела советская комиссия под руководством академика Н. Н. Бурденко, которая пришла к выводу о том, что польских граждан убили немецкие оккупанты в 1941 году, когда заняли западные территории СССР.

На тот момент, точнее на момент проведения нюрнбергского трибунала над нацистскими преступниками эпизод с Катынью был включен в обвинительное заключение. При этом ни у кого не возникало сомнений, что катынский расстрел – дело рук нацистов. В таком виде эта история дожила до конца 80-х годов. Пока в Советском Союзе не стартовала пропагандистская кампания по борьбе со всем «советским». Тогда генсек Горбачев сделал сенсационное заявление о том, что катынский расстрел провел СССР. По сути, первое лицо страны советов повторило и подтвердило версию министра пропаганды третьего рейха Йозефа Геббельса.

С этого момента «катынское дело» начало обрастать новыми подробностями. Главная военная прокуратура СССР начала расследование гибели поляков. В катынской истории появилась «медновская часть». Дело в том, что часть польских военнопленных, в основном тюремщики и разведчики содержались в осташковском спецлагере, который был организован на территории монастыря Нило-Столобенская пустынь в Осташковском районе Калининской (ныне Тверской) области. В контексте вновь открывшихся нюансов польского дела утверждалось, что поляков из Ниловой пустыни постигла страшная участь – они были казнены в Калинине в здании УНКВД, а затем захоронены в окрестностях села Медное.

В качестве доказательств этой версии был представлен так называемый «закрытый пакет №1», в котором содержались распоряжения об уничтожении пленных поляков. Подлинность этих документов была подвергнута сомнению, но решение польского вопрос, а к тому моменту перешло исключительно на политический уровень. Вопрос о вине СССР в гибели поляков с подачи сторонников именно такой трактовки событий получил название «официальной версии». Однако историки и независимые исследователи уже почти 30 лет утверждают, что всё было не так.

Собственно, круглый стол 11 марта в Смоленске и был посвящён научному взгляду на польскую проблематику. Открыло мероприятие выступление издателя и общественного деятеля из Твери Максима Кормушкина. Он презентовал широкой публике книгу профессора из США Гровера Ферра «Тайна катынского расстрела. Доказательства. Решение». Книга американского учёного была переведена и переиздана в Твери на средства пожертвований. Максим Кормушкин подчеркнул, что без участия смоленских коллег издание книги было бы невозможно.

Максим Кормушкин:

— На катынскую и медновскую проблематику существует совсем другой взгляд, который в частности отражен в книге Гровера Ферра «Катынская трагедия. Доказательства. Решение». Книга сама по себе интересна исследованием профессора Ферра, который привел огромное количество документов, проанализировал всю фактологию событий. Однако помимо этого книга дополнена материалами наших круглых столов и конференций, на которых был проанализирован огромный массив доказательств и документов по Катыни и Медному. В окрестностях Твери есть мемориальный комплекс «Медное». Это брат близнец Катынского мемориала. Он создан польской стороной без участия России и установлен благодаря политическому решению. Оба мемориала являются филиалами музея современной истории России, им управляются и содержатся за счет бюджета. Мемориалы очень похожи по экспозиции, дизайну и оформлению. Абсолютно схожи и те информационные вбросы, которые нашли отражение в экспозициях. Подчеркну, мемориалы абсолютно бездоказательно возлагают вину за гибель поляков на СССР. Напомню некоторые цифры по мемориалу «Медное». В 1991 году в рамках расследования уголовного дела №159 Главной военной прокуратурой проводилась официальная эксгумация, в ходе которой на территории бывших дач НКВД в окрестностях села Медное были обнаружены останки 243 человек. 16 из них опознаны по вещам с идентификационными признаками. Часть извлеченных из земли черепов не содержала пулевых отверстий. Результаты этой эксгумации Российская Федерация признает единственно значимыми в деле №159. Общество «Мемориал», признанное в России иностранным агентом, в своих сочинениях утверждает, что близ Медного было захоронено 6311 убитых польских военнопленных. Но, ни документальных свидетельств, ни фактических находок останков обнаружено и предъявлено общественности не было.

В Твери историки и общественность в ходе исследовательской работы, проведения круглых столов и конференций доказали, что обвинения СССР в гибели поляков голословны. Не существует ни одного решения судебных органов России или других стран, которое бы подтверждало эти обвинения. Фактически отсутствие правовой судебной оценки подтверждает отсутствие доказательств «медновской истории». О массовой фальсификации документов в государственных архивах в том числе по катынскому делу в своей время официально и прямо заявлял ныне покойный депутат Госдумы Виктор Илюхин. Парламентарий рассказывал, что к нему лично обратился один из специалистов, работавших в группе фальсификаторов. Илюхин предъявил общественности поддельные бланки, печати, штампы и факсимиле первых лиц государства. Всё это использовалось для изготовления фальшивок, которые потом были вброшены в архив.

Напомню, также, что официальная правовая позиция России по катынскому вопросу изложена в трёх меморандумах Министерства юстиции РФ, которые были подготовлены для ЕСПЧ в рамках рассмотрения дела «Яновец и другие против России». Европейский суд в удовлетворении исковых требованияй полякам отказал.

Далее Максим Кормушкин рассказал о том, что в Твери прошла череда судебных заседаний, посвященных иску признанного в РФ иностранным агентом праавозащитного общества «Мемориал» к Тверскому государственному медицинскому университету с требованием вернуть ранее демонтированные мемориальные доски на фасад университета. Доски были посвящены «жертвам НКВД», а на здание ТГМУ они появились потому что в 1940-х годах там располагалось управление НКВД по Калининской области. Прокуратура провела проверку содержания мемориальных досок и пришла к выводу, что информация отображённая них подтверждения не находит. В итоге доски сняли, а в феврале 2021 года суд отказался удовлетворять требования иноагента «Мемориал» об их возвращении. Одна из досок посвящалась памяти якобы убитых в этом здании поляков. По этому поводу хорошо высказался доктор исторических наук из Москвы Алексей Плотников:

— Мы вспомнили о принципиально важном состоявшемся факте. Прежде всего, это возмущение общественности Твери по поводу абсолютно наглой фальсификации так называемого медновского расстрела. Абсолютно наглая фальсификация, потому что если применительно к Козьим горам мы можем говорить о каких-то эксгумационных работах и о нескольких тысячах останков, которые были эксгумированы сначала немцами, потом комиссией Николая Бурденко, то в отношении Твери мы имеем абсолютный ноль. Мы имеем абсолютный фальсификат, потому что 243 скелетированных останка не могут даже примерно приблизиться к числу 6311 человек, в гибели которых нас обвиняют. И что самое парадоксальное, скорее всего, эти останки 243-х человек не принадлежат полякам, а нашим военнослужащим, которые погибли или умерли в госпиталях в 1941-42 годах. Как известно в Медном во время войны были сконцентрированы военно-медицинские учреждения. С этой точки зрения здесь наблюдается двойная фальсификация, двойное поругание памяти. Во-первых, абсолютно на пустом месте утверждается, что здесь лежат иностранные граждане, которых здесь близко нет. Во-вторых, забывается память тех наших военнослужащих, которые здесь действительно были похоронены.

Знаковым событием в прошлом году в этом тяжелом вопросе, в этой тяжелой борьбе за восстановление исторической правды стал демонтаж двух злополучных табличек со здания ТГМУ. Содержание досок было абсолютно не привязано к истории, они содержали совершенно провокационные надписи. Также в прошлом году на тверской земле состоялось знаковое мероприятие – международная историческая конференция по катынско-медновскому вопросу. Конференция прошла в Осташкове, рядом с монастырём Нилова пустынь, где в конце 1930-х годов содержались поляки в так называемом осташковском спецлагере. На конференции была подчеркнута вся абсурдность ситуации в которую мы были поставлены политическими решениями. Лишний раз было показано, что вся катынская и медновская тематика являются какой-то абсолютно чудовищной, запредельно циничной и не побоюсь этого слова безбожной фальсификацией, которую в некоторых столицах начиная с Варшавы и заканчивая Вашингтоном упорно поддерживают и раскручивают.

В конференции участвовала и представительница польской стороны. Хочу отметить, что от нее это требовало большого мужества.

На этом фоне состоялось еще одно знаковое событие связанное с Осташковым – то, что около входа в этот монастырь был поставлен стенд, на котором изложена правдивая версия судьбы поляков. Стенд установлен рядом с польской мемориальной плитой, установленной в 90-х годах без всякого разрешения. На этой плите на двух языках польском и русском сообщается, что в монастыре Нилова пустынь содержались польские военнопленные, которые были расстреляны в Калинине в так называемой внутренней тюрьме НКВД в подвалах. После упомянутой мной международной конференции у нас состоялась поездка в Тверь и экскурсия по зданию медуниверситета. Нас провели в так называемые «зловещие подвалы», где поточным методом в ускоренном порядке якобы расстреляли более шести тысяч поляков. Надо было просто посмотреть собственными глазами на два крохотных помещения, в которых располагались две камеры предварительного заключения. Это и была так называемая внутренняя тюрьма НКВД. Здесь просто физически в этом пространстве невозможно никого расстрелять.

Вот как оценила проведение круглого стола одна из его участниц, кандидат исторических наук из Смоленска Оксана Корнилова:

— На встрече собралось много заинтересованных слушателей их экспертного сообщества. Это говорит о том, что тема катынских событий является актуальной и востребованной.

​Сложившийся к настоящему времени общественный запрос сигнализирует о том, что существующая с 1943 года версия «катыньской резни» требует пересмотра. При детальном изучении «катыньский миф» распадается на серию антироссийских мифологем, явным становится прямая подмена одних понятий другими (этапные листы, например, называются «расстрельными списками»). На территории Российской Федерации в 2000 году были построены символические катынские кладбища, щедро украшенные польской националистической атрибутикой. По моему мнению, крайне важными были сформулированные на конференции вопросы: пересмотр общей концепции катынского дела, более детальное изучение событий, происходивших на местах, а также вопрос о польских символических табличках.

По итогам круглого стола решено провести в Смоленске научную конференцию по катынской тематике.

«Мнение автора может не совпадать с мнением редакции». Особенно если это кликбейт. Вы можете написать жалобу.