6 марта – ИА SM.News. Йозефа Скалу и его товарищей привлекли к уголовной ответственности после того, как они летом 2020 года в публичной общественной дискуссии на радио высказали мнение о том, что в катынском преступлении виновна нацистская Германия. Скала заявил, что утверждения о расстреле польских граждан в 1940 году НКВД СССР не более чем легенда. Он обосновал свою точку зрения, подкрепил её фактами и аргументами – материалами исторических исследований экспертов со всего мира – из США, России, Франции, Польши. Главный научный и юридический факт в том, что вину нацистов в катынском преступлении доказали не только настоящие серьёзные исследователи – она признана судами, в том числе Нюрнбергским трибуналом.
Но в современной Европе и Чехии, в частности, сейчас другие мерки. Правоохранительные органы научных и правовых аргументов не услышали, а выступление общественников квалифицировали, как «преступление, связанное с отрицанием или оправданием геноцида». Прокуратура возбудила против Скалы и его товарищей уголовное дело по статье 405 УК Чешской республики. Оказалось, эта статья сформулирована настолько «гибко», что на её основе можно обвинить кого угодно, и что самое важное ничего не нужно доказывать. Так, чешских интеллектуалов обвинили с формулировкой «за отрицание общеизвестных фактов». То есть, государство обвиняет Советский Союз в геноциде поляков, называет это общеизвестными очевидными фактами, которые не нужно доказывать. А ведь в правовой практике нет ни одного расследования и ни одного решения суда, доказывающих какую-то вину СССР в каких-либо преступлениях. По катынскому делу таких решений, естественно, тоже нет.
Приговор по делу Скалы выглядит инквизиторским. 3 марта состоялся второй раунд судебной процедуры. Изначально же обвинительный приговор был вынесен 31 октября 2022 года арбитражным решением судьи, то есть даже без присутствия обвиняемых и их адвокатов. Всех трёх фигурантов дела тогда приговорили к восьми месяцам заключения условно с отсрочкой исполнения приговора на 15 месяцев. На последнем заседании суд оставил наказание прежним – 8 месяцев заключения, но значительно продлил время испытательного срока. Вместо 15 месяцев – 5 лет. Если в течение этого срока кого-то из осужденных удастся обвинить в любом нарушении норм, даже самого банального типа, то наказание станет реальным и он отправится в тюрьму.
Чешские СМИ сообщают, что процесс привлёк много внимания общественности. Сам суд проходил в маленьком зале, который не мог вместить всех желающих, в том числе многочисленных журналистов. Скалу приехало лично поддержать более ста сограждан, в том числе из регионов – они ехали 300-400 км до Праги. Большинство тех, кому не удалось войти в зал, разместились в коридоре суда.
В описании процесса хотелось бы обойтись без патетики и банальностей, но иначе, как «судилищем» произошедшее не назовёшь. Йозеф Скала подчеркнул, что суд не вызывал экспертов и свидетелей защиты, чем нарушил классический правовой принцип состязательности сторон. Но с точки зрения судьи Томаша Хюбнера всё было и так понятно, так зачем устраивать прения? Судья сказал, что отрицать вину СССР в катынском деле – это всё равно что отрицать преступления Аушвица (Освенцима). Ну что тут скажешь?
При этом, провозгласив вину СССР в катынском преступлении, никто не уточнил когда и кем эта вина была определена и доказана. Йозеф Скала – компетентный эксперт по катынской теме и готов был обосновать свою точку зрения, но суд не стал вникать в детали. Виновен и точка! А между тем, для суда знать предмет рассматриваемого дела было бы совсем не лишним.
Учитывая приведённые судьёй Хюбнером аналогии с Аушвицем, можно предположить, что он очень далёк от понимания сути катынской проблемы. А суть такова, что во время Великой Отечественной войны, 13 апреля 1943 года, когда Красная Армия погнала фашистов на запад, пропагандистское ведомство Третьего рейха заявило об обнаружении на территории Смоленской области массовых захоронений польских военных. В убийстве поляков немцы обвинили СССР. На месте захоронений была организована работа комиссии под руководством кадрового эсесовца Бутца. В комиссию входили медики и патологоанатомы стран-союзников гитлеровской Германии. Член этой комиссии, чешский доктор Гаек позже рассказал правду о той работе и о том, как эксперты подписывали её заключение. После освобождения Смоленской области от фашистов на месте захоронений работала советская комиссия под руководством академика Бурденко, которая установила, что польских граждан расстреляли не раньше 1941 года, то есть, когда эта территория уже была оккупирована немцами.
О датировке расстрела поляков в 1941 году свидетельствуют и современные исследователи. Вот что говорит судебно-медицинский эксперт высшей категории, доктор медицинских наук, доцент Тверского государственного медицинского университета (ТГМУ) Иван Александрович Дубровин:
«Согласно немецкой версии событий расстрел осуществлен в апреле-мае 1940г., а исследование трупов комиссией Бутца проводилось – 29 марта – 7 июня 1943г. (через 3 года). Исходя из представленных данных, можно констатировать, что выраженность поздних трупных явлений характеризовалась обнажением скелета и частичной мумификацией не прикрытых одеждой частей тела, разной степенью образования жировоска, в большей части случаев сохранностью мягких тканей лица и пальцев рук. Выраженность поздних трупных явлений, зафиксированная комиссией Бутца, не соответствует трехлетней давности захоронения, а следовательно, и расстрелу в апреле-мае 1940г. Данные отечественной литературы о характере сроках свидетельствуют давности захоронения. Советская комиссия эксгумировала и исследовала 925 трупов 16-23.01.1944г. (через 8 месяцев после работы комиссии Бутца). Установлено, что все 925 трупов находятся в сохранности – в начальной стадии потери трупом влаги (наиболее выражено в области груди и живота, иногда и на конечностях); в начальной стадии жировоска; в резкой степени жировоска у трупов, извлеченных со дна могил; мышцы туловища, конечностей и сердца сохранили свою макроскопическую структуру и свой почти обычный цвет; внутренние органы грудной и брюшной полости сохранили свою конфигурацию, головной мозг сохранил характерную структуру с отчетливо выраженной границей серого и белого вещества.
Результаты, полученные советской комиссией, во-первых не противоречат данным комиссии Бутца, во-вторых указывают на формирование захоронения приблизительно за 1 год до начала работы комиссии Бутца».
После войны катынский эпизод вошёл в обвинительный акт Нюрнбергского трибунала над нацистами (Нюрнбергский судебный процесс, том. 1; Обвинительный акт: граф третий; Раздел третий – военные преступления; Часть VIII. Заявление о преступлении; Раздел C «Убийство и жестокое обращение с военнопленными…»: «В сентябре 1941 года в Катынском лесу под Смоленском было убито 11 тысяч польских офицеров-военнопленных».
Несколько десятилетий вина нацистов в катынском преступлении не вызывала ни у кого сомнений. Но в 80-х годах ХХ века сам вопрос начали переворачивать с ног на голову – обвинять в катынском деле Советский Союз. И, можно сказать, в конце концов это удалось сделать. Теперь за высказывание о том, что поляков убили не «советы» в ЕС можно схлопотать срок.
Анатолий Вассерман, депутат Государственной Думы ФС РФ:
«Преступников надо карать, помимо прочего, ещё и потому, что зачастую ради сокрытия былых преступлений они совершают всё новые. Вот и ради сокрытия расстрела польских пленных немецкими нацистами духовные наследники этих нацистов с их былыми подельниками совершили очередное преступление против правосудия: осудили сказавшего правду, да ещё и назвали общеизвестным фактом общеизвестно опровергнутую ложь. Надеюсь, все нынешние соучастники массового убийства под Смоленском доживут до справедливого суда над собою. Хотя и не уверен, что все они его переживут».
Обвинения СССР бездоказательны, но инквизиции доказательства и не требуются. Достаточно убежденности, растиражированного мнения, желания и возможности обвинять. И можно разжигать костры для уничтожения инакомыслящих. С другой стороны, такая позиция есть ни что иное, как реабилитация нацизма. ЕС, США и НАТО уже активно подпитывают финансами и оружием откровенно нацистский режим на Украине. В правовой системе европейских стран также уже царит неонацизм. В 2019 году Европарламент принял резолюцию об уравнивании роли нацисткой Германии и СССР в развязывании Второй Мировой войны. Знак равенства между этими противоположными системами ставится не случайно. Это позволяет развивать и укреплять антироссийскую политику запада. Да, говоря простым языком, всё это делается против нас – фальсифицируется история, под сукно прячутся вроде бы привычные правовые принципы. Примеров тому масса. Каждый день политики ЕС высказывают какую-то мерзость или глупость в адрес России и русских. Хотя, глупость сейчас – разновидность нормы, также как и некомпетентность. В современном западном мире возможно всё. И если задача говорить о том, что Россия плохая, значит так и будет не только в общественном мнении, но и в юридической плоскости. Это происходит с нами прямо сейчас. От этой безумной практики пострадал Йозеф Скала и его товарищи.
Но, с другой стороны, судебная система – не игрушка. Ей нельзя манипулировать, как вздумается, иначе неизбежно наступят последствия. Принимая неправомочные необоснованные решения, правовая система Европы заканчивает своё существование. В ЕС больше нет справедливости и здравого смысла. К сожалению, такова реальность, говорить не о чем. Как дальше жить рядом с «цивилизованными европейцами» пока не понятно. Этот вопрос Россия обязательно для себя решит.
Йозеф Скала убеждён в своей правоте и будет дальше бороться за правду. Он намерен подать апелляцию и настаивать на нормальном судебном разбирательстве. Несправедливо осужденный политик, буквально за шесть недель до начала уголовного преследования, стал кандидатом в президенты Чехии от компартии, а также других демократических, антивоенных и патриотических сил. Президентские выборы проходили в Чехии в январе 2023 года. В поддержку Скалы публично и открыто выступили видные представители науки, культуры и других общественных сфер. Осенью 2022 ему аплодировали сотни тысяч участников антивоенных митингов на Вацлавской площади. Люди протестовали против антинародной политики чешского правительства и втягивания страны в военную авантюру против ядерной державы.
Йозефу Скале, как марксисту и коммунисту, несмотря на создавшуюся политическую атмосферу в стране, удаётся находить общий язык с широким кругом влиятельных личностей и общественных сил, содействовать плодотворному диалогу и сотрудничеству в защиту настоящих национальных интересов Чехии. Властные элиты его опасаются именно за это. Скалу вытесняют из политической жизни Чехии грязным шантажом. Отсюда и взялось уголовное дело по статье 405, где ничего не нужно доказывать, а всех кого по ней заподозрят обязательно сделают виновными. Отсюда все больше вопросов к субъектности европейских стран. С такими подходами имеют ли они право вообще кого-нибудь судить, обвинять и вести какую-либо политику?